Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

30 июня 1934 года, около 2 часов ночи, на аэродром Хангелар в Бонне прибыл Адольф Гитлер в сопровождении адъютантов и охраны. Фюрер с сопровождающими сели в Ju 52 и вылетели в Мюнхен – тот самый город, который считался колыбелью нацистской партии.

Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

 

Самолет Адольфа Гитлера приземлился в аэропорту Обервизенфельд в Мюнхене, где фюрера уже встречала группа офицеров рейхсвера, члены СА и НСДАП. В их присутствии Гитлер произнес слова:

Это самый черный день в моей жизни.

И эти слова были произнесены лидером нацистской партии не напрасно. Ночь с 29 на 30 июня 1934 года вошла в историю как «Ночь длинных ножей». Именно в эти часы Адольфу Гитлеру и его соратникам удалось нейтрализовать лидеров штурмовых отрядов СА, которых обвинили в том, что они якобы готовили путч против фюрера. Так была поставлена последняя точка в борьбе за власть в нацистской партии и в Германии в целом.

Штурмовики против «армейцев»

Как известно, в первое десятилетие своего существования Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) опиралась на поддержку Sturmabteilung – Штурмовых отрядов или, сокращенно, СА. Штурмовики были главной силовой поддержкой нацистской партии, обеспечивая охрану партийных лидеров и учреждений, прикрытие нацистских демонстраций, расправу над неугодными. 

Среди штурмовиков было много ветеранов Первой мировой войны, а также студенческой, рабочей и безработной молодежи, прельстившейся не только националистическими лозунгами НСДАП, но и социалистической фразеологией, которую нацисты активно использовали, особенно на ранних этапах существования партии. 

Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

Фронтовиком был и начальник штаба СА капитан Эрнст Рём. В отличие от большинства штурмовиков, Рём был уже немолодым человеком. К моменту прихода нацистов к власти Эрнсту Рёму исполнилось 45 лет. За плечами были служба в баварской армии, фронты Первой мировой войны, участие в подавлении Баварской советской республики в составе «фрайкоров». 

В годы Первой мировой войны Рём дослужился до командира роты в 10-м Баварском пехотном полку, был тяжело ранен, после чего продолжил службу начальником отдела пропаганды IV военного округа. Именно находясь на этой должности Рём и познакомился с Адольфом Гитлером, став одним из первых членов НСДАП. Из солдат 19-й минометной роты Рём создал мобильную группу, на основе которой затем возникла служба порядка партии. переименованная впоследствии сначала в спортивное отделение, а затем в штурмовой отряд – СА. 

Таким образом, именно фронтовик Рём стоял у истоков системы безопасности нацистской партии. И практически сразу же у него возникли разногласия с Адольфом Гитлером, поскольку Рём сам был личностью амбициозной, со своим видением будущего и нацистской партии, и Германии. В штурмовых отрядах он видел костяк революционной армии, а не бессловесных исполнителей партийных приказов. Тем более, что изначально штурмовики готовились к свержению Веймарской республики вооруженным путем. Фактически они к 1933 году превратились в параллельную армию численностью до 600 тысяч человек, разделенную на армии и корпуса. 

Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

Но НСДАП в 1933 году пришла к власти, как мы знаем, вполне легитимно и после этого у Адольфа Гитлера оказалась в руках вся официальная военная машина Германии – рейхсвер с его частями и соединениями, генералитетом, кадровым офицерским корпусом. Поэтому нацистское руководство и задумалось о будущем штурмовиков. Тем более, что штурмовики подчинялись непосредственно Эрнсту Рёму и именно его, а не Адольфа Гитлера, считали своим подлинным командиром. 

Эрнст Рём, имевший собственные взгляды на модернизацию немецкой военной машины, требовал от Гитлера распустить рейхсвер. Он считал кадровый офицерский корпус слишком ненадежным в идеологическом отношении и считал, что армия нацистской Германии должна строиться по милиционному принципу – как штурмовые отряды. 

Но Гитлер, который уже находился у власти и был окружен генералами рейхсвера, с Рёмом не был согласен. Тем более, что офицерский корпус рейхсвера требовал от фюрера немедленного устранения Рёма. В противном случае армия угрожала отказать фюреру и партии в своей поддержке и это была бы в новых условиях куда более существенная потеря для Гитлера, чем расформирование штурмовых отрядов. 

У Гитлера имелась и альтернатива СА – Schutzstaffeln, СС. Первоначально созданные для личной охраны фюрера и ряда руководителей партии, «Охранные отряды» СС разрослись до масштабов, сопоставимых с СА, а их руководитель Генрих Гиммлер стал одним из ближайших соратников Адольфа Гитлера. Именно ему принадлежала и одна из ведущих ролей в организации расправы над штурмовиками. Другим ключевым руководителем «Ночи длинных ножей» был Рейнхард Гейдрих – руководитель службы безопасности СД. 

Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

Подготовка к ликвидации лидеров штурмовиков

Адольф Гитлер долгое время не решался ликвидировать своего старого боевого товарища по партии Рёма и целый ряд видных штурмовиков. Но, в конечном итоге, уговоры руководителей СС и военных взяли вверх. 22 июня 1934 года фюрер вызвал к себе командующего округом СС «Центр» барона Карла фон Эберштайна и приказал привести в боевую готовность все подразделения СС в связи с информацией о подготовке штурмовиками Рёма государственного переворота.

Спустя два дня, 24 июня 1934 года, командующий сухопутными войсками рейхсвера генерал фон Фрич также распорядился начать подготовку к возможным действиям в связи с готовящимся мятежом штурмовиков. 25 июня Гитлер сообщил военному министру фон Бломбергу о том, что он собирается арестовать всех важнейших руководителей штурмовиков. 

Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

Наиболее ответственное поручение получил один из ближайших подручных Гитлера Йозеф Дитрих (на фото), которому предстояло прибыть в Баварию и возглавить внезапный удар по штурмовикам. 

В то же время, Гитлер еще не определился с тем, что делать с главным штурмовиком – Эрнстом Рёмом. Похоже, что фюреру очень не просто давалась мысль о том, что можно вот так расправиться со старым товарищем. И Гиммлер с Гейдрихом, заинтересованные в нейтрализации Рёма, всячески подхлестывали развитие событий по выгодному им сценарию. 

Когда Гитлер находился на свадьбе гауляйтера Тербовена в Эссене, фюреру позвонил лично Гиммлер и сообщил, что штурмовые отряды приступают к каким-то подозрительным действиям. После этого Гитлер вернулся в гостиницу, где он остановился, а чуть позже туда прибыл статс-секретарь МВД Пруссии Пауль Кёрнер, который привез письменное донесение от Генриха Гиммлера о том, что СА должно начать восстание с минуты на минуту. Это донесение не оставило у фюрера никаких сомнений – необходимо действовать. 

29 июня были подняты по тревоге лейбштандарт «Адольф Гитлер» и полицейская группа «Генерал Геринг». Тем временем, Гитлеру опять пришли донесения от Гиммлера, что штурмовики якобы вот-вот начнут бесчинствовать в Мюнхене. Взбешенный Гитлер, как мы уже говорили выше, отправился в аэропорт Бонна и оттуда вылетел в столицу Баварии. 

Конец штурмовиков

Прибыв в Мюнхен, Гитлер первым делом распорядился арестовать местных руководителей СА Шнайдхубера и Шмидта, после чего выехал в Бад-Висзе, где находился Эрнст Рём. В 6:30 утра Гитлер стоял у дверей номера Рёма. В дверь постучал полицейский и попросил Рёма открыть ее по срочной необходимости. Как только Рём открыл дверь, Гитлер с пистолетом в руке лично вошел в номер и приказал Рёму одеться, объявив его арестованным. Затем Гитлер ворвался в номер к обергруппенфюреру СА Эдмунду Хайнесу. Были арестованы все штурмовики, находившиеся в гостинице. 

Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

К 9:00 фюрер Гитлер вернулся в Мюнхен, после чего приказал поднять по тревоге подразделения СС во всей Германии. Были распечатаны специальные конверты, в которых находились списки командиров СА и известных штурмовиков, подлежащих ликвидации. 

В Германии начался настоящий террор в отношении штурмовиков. Было сразу же принято решение о расстреле Шнайдхубера, Шмидта, Хайнеса, Хайдебрека и графа Шпрети. Относительно судьбы Рёма Гитлер продолжал колебаться. Гиммлеру и Герингу стоило немало усилий убедить фюрера в необходимости физического устранения его старого боевого товарища. 

В конечном итоге, ближе к полудню 1 июля Адольф Гитлер все же согласился со своим окружением. Он приказал Теодору Эйке (на фото) взять пистолет с одним патроном и предложить Эрнсту Рёму покончить с собой. В 15:00 Эйке в сопровождении штурмбанфюрера СС Липперта и группенфюрера СС Шмаузера прибыли в тюрьму «Штадельхайм». Несмотря на попытки начальника тюрьмы вмешаться и на звонок министру юстиции Франку, Эйке и сопровождавшие его эсэсовцы прошли в камеру Рёма. 

Эйке обратился к всесильному некогда лидеру штурмовиков:

Ваша жизнь кончена. Фюрер дает вам шанс подвести её итоги.

Затем Эйке положил на стол пистолет и вышел. Через 15 минут он вернулся в камеру. Рём так и не застрелился. Он стал лицом к двери, вскинул правую руку и прокричал «Славься, мой фюрер!». ТогдаЭйке и Липперт четыре раза выстрелили в Рёма. От этих выстрелов начальник штаба штурмовых отрядов СА Эрнст Рём скончался на месте. Так закончилась жизнь человека, который в свое время вполне мог претендовать на лидерство в рядах нацистского движения.

Последствия «Ночи длинных ножей»

Во время «Ночи длинных ножей» было убито не только множество видных штурмовиков, в том числе занимавших ответственные государственные посты (полицай-президент Мюнхена обергруппенфюрер СА Август Шнайдхубер, депутат Рейхстага группенфюрер СА Ганс Хайн, фюрер СА для особых поручений граф Иоахим фон Шпрети-Вейльбах), но и целый ряд противников или критиков Гитлера, не имевших никакого отношения к штурмовикам.

Так, во время «Ночи длинных ножей» был убит Грегор Штрассер (на фото) – один из основателей НСДАП, лидер «левого крыла» нацистской партии, близкого к национал-большевизму. Штрассер вечно ссорился с Гитлером из-за расовой политики, заигрывания Гитлера с крупным капиталом, и фюрер ему этого не простил. 

Ночь длинных ножей. Как Гитлер расправился со штурмовиками

Среди убитых был и полицай-президент Баварии Густав фон Кар, в свое время руководивший подавлением знаменитого Пивного путча. Был убит генерал в отставке Курт фон Шлейхер – предшественник Гитлера на посту рейхсканцлера Германии. Шлейхер ненавидел Рёма и причислить его к числу соратников командира штурмовиков было верхом абсурда. Но гестаповцы воспользовались ситуацией и расправились над генералом, который никогда не высказывал особого расположения к фюреру и нацистской партии.

Еще один знаковый убитый в «Ночь длинных ножей» — Бернхард Штемпфле, монах, философ и публицист, в свое время очень много общался с Адольфом Гитлером и даже принимал участие в подготовке «Моей борьбы». Но он слишком много знал о прошлом фюрера, об его личной жизни, что и могло привести Штемпфле к такому трагическому финалу. По одной из версий, гестаповцы забили Штемпфле до смерти.

Таким образом, главным итогом «Ночи длинных ножей» стала расчистка политического поля Германии от явных и потенциальных противников Гитлера как из числа штурмовиков, так и из числа «старых» консерваторов Веймарской республики. По итогам «Ночи длинных ножей» СС превратились в серьезнейшую самостоятельную организацию и получили право иметь собственные войска, а СА фактически утратили реальные возможности и сосредоточились исключительно на агитационно-пропагандистской работе с молодежью, вспомогательных функциях в охране концлагерей и так далее.

Автор:
Илья Полонский