Ее разрабатывает Минэкономразвития для борьбы с теневой экономикой
Минэкономразвития рассматривает возможность введения системного контроля доходов и расходов физлиц для борьбы с теневой экономикой. Об этом сообщила заместитель директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина на конференции «Налоги 2019», сообщает агентство «Прайм».
Панина не стала раскрывать детали предложения, потому что «идея сырая». Она также отметила, что к этой теме нужно подходить аккуратно, потому что не все ее поддерживают. «Но первый шаг выявления теневого дохода – это контроль соотношения доходов и расходов», – добавила замглавы департамента Минэкономразвития.
Росстат оценивает долю теневого сектора в 12–14% от всего экономического оборота в России, по данным МВФ, он составляет треть российской экономики, напомнила Панина. По ее словам, эти оценки не учитывают неуплату подоходного налога и взносы на обязательное пенсионное страхование. В прошлом году бюджет потерял на этом 4 млрд руб.
Три года назад власти уже обсуждали возможность контроля за крупными расходами людей на фоне проблем с бюджетом, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники, хотя и признавали, что никакого готового проработанного механизма нет. Обсуждалось в том числе введение специальных деклараций для узкого круга лиц, в которых нужно отчитываться о расходах. Но впоследствии от идеи решили отказаться, говорили два чиновника финансово-экономического блока, не ясно, как ее реализовывать. Кроме того, чтобы ввести контроль за расходами людей, нужно политическое решение на самом высшем уровне, считает федеральный чиновник.
До 2003 г. в Налоговом кодексе были ст. 86.1–86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы людей. В 1990-е гг. даже существовала специальная декларация о расходах – люди должны были отчитываться за покупку недвижимости, машин, акций и долей в уставном капитале, а также золота в слитках. Но определить, откуда у человека доход, тогда было трудно, вспоминал бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник: купил квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства.
Пока же власти пытаются сократить долю теневой экономики. В 2018 г. она превысила 20 трлн руб., оценивал Росфинмониторинг. А в неформальном секторе экономики в 2018 г. трудилось более 14 млн человек. Обсуждались разные варианты – ограничить расчеты наличными между людьми и компаниями и даже снизить ставку НДС для платежей по карте, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Помешали неготовность инфраструктуры и политические сложности, объяснял один из них.
Минэкономразвития не разрабатывает такой законопроект и не планирует это делать, говорит его представитель. Вопрос о том, выявлять ли необоснованные крупные расходы, не выходит за рамки дискуссий на экспертных площадках, добавляет он.