У верующих христиан продолжается Великий пост. Четвертая неделя многодневного поста, которая в этом году продлится с 1 по 7 апреля, называется Крестопоклонной.

В православном церковном календаре это день почтения памяти святого мученика Василия Анкирского, священника. В народе сегодняшний день носит название «Василий Теплый». Другие названия праздника: «День Василия», «Василий Парник», «Василий Капельник», «Василий Солнечник», «Тепляк». Все эти названия дня были связаны с теплой солнечной погодой, которая наступает как раз 4 апреля.

Православные праздники 4 апреля 2019 года

Сегодня Церковь чтит память святого мученика Василия Анкирского, священника. Василий служил священником в Галатийском городе Анкире в четвёртом веке. Он призывал своих прихожан не поддаваться ереси и свято верить в Православие в то время, когда арианское лжеучение захватило широкие массы. Местные ариане на собрании смогли лишить священника сана за неугодное им противостояние. За твердость убеждений Василия, как человека опасного для страны, привели на суд к императору. На суде он не отказался от своих убеждений. За это его подвергли мучениям, не выдержав которых Василий скончался.

4 апреля текущего года в православной церкви проходит Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. 4 апреля – постный день.

Установлены следующие памятные даты:

  • День памяти священномученика Василия, пресвитера Анкирского;
  • День памяти мученицы Дросиды Римской, дщери царя Траяна;
  • День памяти преподобного Исаакия, игумена Далматского;
  • «Изборская» – иконы Божией Матери.

История и смысл Крестопоклонной недели

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.