В субботу, 23 февраля, отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 23 февраля
Мытаря и фарисея
6-й день
Сплошная седмица. Подготовка к строгому Великому Посту. Седмица названа в честь библейской притчи про мытаря и фарисея.
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.
Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет.
«ЕСЛИ ГОВОРИМ, ЧТО НЕ ИМЕЕМ ГРЕХА, – ОБМАНЫВАЕМ САМИХ СЕБЯ, И ИСТИНЫ НЕТ В НАС» (1 ИН. 1, 8). ПРЕДЕЛ НЕЧЕСТИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО МЫ, БУДУЧИ ЛЖИВЫМИ, КАК СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СЛОВО БОЖИЕ, СЧИТАЕМ СЕБЯ ПРАВЕДНЫМИ, А «ПРИШЕДШЕГО В МИР ГРЕШНЫЯ СПАСТИ» ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЛЖИВЫМ (СРАВН.1 ИН. 5, 10).
Обратим внимание на то, что о фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог слушает более внимательно то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит:
«ЗНАЙ, ЧТО НИ БОГ НЕ МОЖЕТ ТЕБЯ ОБМАНУТЬ, НИ ТЫ ЕГО». «ВСЯК КРЕСТИТСЯ, ДА НЕ ВСЯК МОЛИТСЯ». ФАРИСЕЙ ТОТ, КТО «БОРОДОЙ АВРААМ, А ДЕЛАМИ – ХАМ».
Грешный человек пришел в храм, чтобы бесчестить других людей и похвалиться своими добрыми делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку.
Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. И вообще, зачем ему было в храм приходить, если Бог отправляет его домой ни с чем! Господь показывает ложное благочестие – то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Оно – как высокое, до времени зеленое дерево, не имеющее плода и гнилое внутри.
Как научиться молиться? Вот как надо молиться: мытарь, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоял вдали. Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма . Подлинно, молитва – всегда молитва покаяния.
«ПОКАЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА – БОЖИЙ ПРАЗДНИК», – ГОВОРИТ ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН.
Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
«ПОКА ЧЕЛОВЕК НЕ ДОСТИГНЕТ СМИРЕНИЯ, ОН НЕ ПОЛУЧИТ НАГРАДЫ ЗА СВОИ ТРУДЫ, – ГОВОРИТ ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН. – НАГРАДА ДАЕТСЯ ЗА СМИРЕНИЕ, А НЕ ЗА ТРУДЫ».
Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает себя? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, говорят святые отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви.
Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа:
«Я НЕДОСТОИН, НАКЛОНИВШИСЬ, РАЗВЯЗАТЬ РЕМЕНЬ ОБУВИ ЕГО» (МК. 1, 7). КОГДА ПРОРОК ИСАИЯ ОКАЗАЛСЯ В БОЖИЕМ ПРИСУТСТВИИ В ВИДЕНИИ ГОСПОДА, СИДЯЩЕГО НА ПРЕСТОЛЕ, ОН ОСОЗНАЛ СВОЮ ГРЕХОВНОСТЬ: «ГОРЕ МНЕ! ПОГИБ Я! ИБО Я ЧЕЛОВЕК С НЕЧИСТЫМИ УСТАМИ… – И ГЛАЗА МОИ ВИДЕЛИ ЦАРЯ, ГОСПОДА САВАОФА» (ИС. 6, 5). КОГДА АПОСТОЛУ ПЕТРУ ОТКРЫЛАСЬ В ЧУДЕСНОЙ ЛОВЛЕ РЫБ СИЛА БОЖИЯ, ОН ПРИПАЛ К НОГАМ ХРИСТА, УМОЛЯЯ: «ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, ГОСПОДИ, ИБО Я ЧЕЛОВЕК ГРЕШНЫЙ».
Из-за близости ко Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет святой Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы приступаем к таинству причащения Тела и Крови Христовых. Горе нам, если мы повторяем их одними устами.
Мы живем в мире, где все меньше чувство греха. Можно подумать, в »безгрешном обществе», у которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной.
Самое важное, что происходит сегодня в мире – это то, что люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством как выражение любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех мужеложства – просто как иной стиль жизни. И если это не добродетель, то, по крайней мере, это уже как бы не безнравственно. Просто это – другое.
И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнет чувствовать, что грех – это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.
И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит:
«ВЕРНО СЛОВО И ВСЯКОГО ПРИЯТИЯ ДОСТОЙНО, ЧТО ХРИСТОС ИИСУС ПРИШЕЛ В МИР СПАСТИ ГРЕШНИКОВ, ОТ КОТОРЫХ Я ПЕРВЫЙ».
Кажется, безумие мира уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим тысячной доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло – пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи – тем более Дух Божий ведет нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа.
«А КОГДА УМНОЖИЛСЯ ГРЕХ, СТАЛА ПРЕИЗОБИЛОВАТЬ БЛАГОДАТЬ» (РИМ. 5, 20).
Никогда, может быть, еще не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И призываются войти в эту славу, как никогда, грешники кающиеся, ибо, как никогда, приблизилось Царство Небесное.
Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц
Церковь чтит память епископа города Магнезии (Греция) Харалампия и еще 5 мучеников, которые пострадали за веру в Иисуса Христа в 202 году.
Святой Харалампий обратил в православную веру многих язычников. Новости о его миссионерской деятельности дошли до военного начальника Лукина, который управлял территорией Римской империи в Греции. По его приказу епископа доставили на суд и требовали принести жертву языческим богам, но он отказался.
Святого подвергали страшным пыткам, рвали кожу крюками на теле, сорвали ее с головы. На то время ему было уже 113 лет. Присутствующие воины и женщины, видя такие страдания, поверили в Господа, но были сразу убиты.
Когда Лукий стал пытать орудием Харалампия, у него отказали руки. Тогда он плюнул ему в лицо. Его голова повернулась назад. Он стал просить о пощаде. Лукиан доложил о происшедшем императору Септимию Северу, который велел доставить святого Харалампия к нему. Император прославился тем, что издал указ, который запрещал римлянам обращаться в христианство или иудаизм.
Стражники выполнили приказ с особой жестокостью. Они тащили святого по земле, привязав веревку к бороде, били его камнями. Молитва помогла святому Харалампию, когда сам император Септимий Север вогнал в грудь кол, а затем велел сжечь тело. Он не выдержал мук до казни и скончался. Дочь императора Галина поверила во Христа и похоронила святого с почестью. Левая рука священного мученика находится в обители Мега Спилеон Греция, а голова – в одном из Метеорских монастырей.
Благоверной княгини Анны Новгородской
Почитание княгини Анны Новгородской (имя до крещения – Ингигерда) – супруги великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Основала в Киеве первый женский монастырь. Умерла в 1051 году. День памяти святой церковь установила в 1439 году.
Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах.
Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату. Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать.
Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини. Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами. Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру (+1015г., память 15 июля) — крестителю Руси:
«ВЗГЛЯНИ НА СНОХУ ТВОЮ ИРИНУ, ВЗГЛЯНИ НА ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ ТВОИХ, КАК ОНИ ЖИВУТ, КАК БОГ ИХ ХРАНИТ, КАК ОНИ СОБЛЮДАЮТ ВЕРУ, КОТОРУЮ ТЫ ИМ ЗАВЕЩАЛ, КАК ОНИ ВОСХВАЛЯЮТ ИМЯ ХРИСТОВО!».
Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский ( +1052 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха). Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины.
Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.
Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг — обручение Небесному Жениху — стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни.
Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия. Здесь же, в Великом Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1050 года и была погребена в Софийском соборе. Почитание святой Анны было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию II в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена и соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.
Прохор Весновей
Преподобного Прохора Печерского
День святого Прохора. Его постригли в монахи в Киево-Печерском монастыре. Прозвище Лебедник получил за то, что кушал лебеду вместо хлеба. Имел дар чудотворения. Умер в 1107 году.
Святой Прохор жил в XII веке в Киево-Печерском монастыре. Его прозвали Лебедником, то есть питающимся лебедой, потому что на протяжении всей своей подвижнической жизни он вместо хлеба готовил себе еду из этой травы, которая росла рядом на холмах. Если он с благословением давал кому-нибудь эту пищу, она тут же делалась слаще меда. Если же кто-то осмеливался похитить хоть кусочек, она становилась горькой, словно полынь.
Когда на Руси не хватало соли, святой Прохор раздавал людям золу. По его благословению она превращалась в соль, но если кто-то пытался завладеть ею для собственного обогащения, она оставалась золой. Князь Святополк отдал приказ забрать всю золу, которая была в келье, без разрешения святого. Привезенная ко двору, она, к досаде правителя, так и осталась золой. Тогда люди пришли к святому с прошением. Он сказал: «Идите к князю, и когда он бросит перед вами золу, забирайте соль». Так они и сделали: зола по благословению Прохора превратилась в соль, как только они ее собрали. Князь раскаялся и с тех пор проявлял всяческое уважение и сыновнюю любовь к подвижнику.
Когда в 1107 году святой Прохор преставился, князь сам похоронил его рядом со святыми Антонием и Феодосием.
Преподобного Лонгина Коряжемского, иеромонаха
День памяти святого Лонгина. Основал монастырь в устье реки Коряжемки и был его игуменом. Умер в 1540 году.
Преподобный Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского, затем жил в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре. Оттуда он со своим другом Симоном удалился вверх по Вычегде к устью реки Коряжемки. Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, подвижники построили келлию и часовню. Когда к ним собрались братия, они воздвигли храм во имя святого Николая, устроили обитель (1535), в которой преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец, выкопанный самим преподобным. После кончины святого в 1540 году тело его было погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет было положено в самом храме. Память преподобного Лонгина совершается по особой службе с кратким жизнеописанием, составленной в давнее время.
Сегодня, 23 февраля 2019, также празднуют День защитника Отечества и другие события.
Какой сегодня праздник 23 февраля 2019: отмечается православный праздник Прохор Весновей
23 февраля 2019 года отмечается народный праздник Прохор Весновей. Церковь сегодня вспоминает преподобного Прохора Печерского.
23 февраля в погодном календаре считается поворотным. В этот день в воздухе слышен запах весны. Температура заметно повышается. Поэтому в народе праздник получил название «Весновей».
По преданию, святой Прохор жил во времена правления русского князя Святополка, притеснявшего киевлян. После нападения на русскую землю половцев наступил голод. В это время в Печерский монастырь к игумену Иоанну пришел человек, желающий стать монахом. Его назвали Прохором. Отличался он тем, что пил только воду, а ел исключительно лебеду, из которой научился делать хлеб. За это его прозвали «лебедником». В голодные годы Господь увеличил урожай травы, чтобы прославить Своего угодника и спасти людей от бедствия. Хлеб, сделанный и благословленный Прохором, был на вкус лучше, чем пшеничный. Его он раздавал всем нуждающимся.
Во времена нехватки соли Прохор спас людей от бедствия. По милости Божьей он обратил весь собранный из келий пепел в чистую соль и раздал ее нуждающимся. После этого продавцы соли пришли к Святополку с доносом про то, что преподобный мешает им, подрывает их благосостояние. Князь пообещал разобраться с монахом, но народ восстал против правителя. Святополк испугался и попросил у Прохора прощения.
До конца своих дней Прохор оказывал благодетельное влияние на русского князя. После смерти святого, 10 февраля 1107 года, Святополк сам снес его гроб в Ближние пещеры и похоронил его там. С тех пор на русской земле наступил мир, половцы были разбиты, а князь перед любым начинанием заходил в Печерский монастырь получить благословение.
По приметам, яркий месяц предвещает скорые грозы.
Если в течение семи дней, начиная с 23 февраля, стоят морозы, значит, март будет теплым.
День защитника Отечества (23 февраля)
День защитника Отечества 2019 отмечается в России 23 февраля. Это государственный праздник и официальный выходной день в РФ. Он посвящен людям, которые защищали и сейчас оберегают Родину от врагов, а также всем мужчинам.
История Дня защитника Отечества началась 27 января 1922 г., когда Президиум ВЦИК РСФСР опубликовал постановление о четвертой годовщине создания Красной Армии (23 февраля). С тех пор праздник начал широко отмечаться на территории СССР. Советское государство и его граждане стали придавать ему особое значение после Второй мировой войны. После этих кровопролитных событий многие семьи ощутили горечь утрат и лишений, связанных с войной и защитой своего государства.
До 1946 года праздник именовался «Днем Красной Армии и Флота», в 1946-1993 гг. – «Днем Советской Армии и Военно-Морского флота». Современное название он получил в 1993 году.
Кто празднует именины 23 февраля 2019
Анна, Антон, Аркадий, Валентина, Василий, Галина, Геннадий, Герман, Григорий, Иван, Карп, Марк, Петр, Порфирий, Прохор, Семен.
Что произошло 23 февраля 2019 в истории?
- 1826 – Николай Лобачевский положил начало неевклидовой геометрии.
- 1874 – запатентован корт для игры в большой теннис.
- 1958 – в Москве на Поклонной горе заложен памятник Победы.
- 1959 – в Страсбурге открылась Первая сессия Европейского суда по правам человека.
- 2006 – в Москве обрушился торговый комплекс Басманный рынок.
Кто родился 23 февраля 2019 из знаменитостей?
- Георг Фридрих Гендель 1685 – немецкий композитор.
- Дмитрий Иловайский 1832 – русский историк.
- Казимир Малевич 1978 – русский художник.
- Карл Ясперс 1883 – немецкий философ.
- Виктор Флеминг 1889 – американский кинорежиссер.
- Юлиус Фучик 1903 – чехословацкий журналист.
- Георгий Щедровицкий 1929 – советский философ и методолог.
- Том Вессельман 1931 – американский художник и график.
- Николай Халаджан 1931 – российский театральный режиссер.
- Евгений Крылатов 1934 – советский и российский композитор.
- Олег Янковский 1944 – советский и российский актер кино и театра.
Источник